navsifoy

Category:

Кто написал Библию? Что говорят свитки Мертвого моря?


Ученые, занимавшиеся критическим разбором библии, еще в XIX веке доказали, что она возникла не сразу, что разные ее части писались разными людьми, жившими с VIII по II век до нашей эры, и только потом все эти произведения были сведены в одно целое и объявлены священными. На основании анализа языка и тех общественных отношений, которые отражены в разных местах «Ветхого завета», удалось выяснить даже хронологическую последовательность создания отдельных кусков, а также проследить кое-какие следы разночтений при исследовании масоретского текста и древнегреческого перевода, сделанного в III веке до нашей эры, то есть до работы ямнской школы. Этот перевод, канонизированный христианской церковью,тоже объявлен церковниками «боговдохновенным» произведением. По преданию, около 70 переводчиков были посажены за него в разные, не сообщавшиеся между собой комнаты, и когда через 72 дня они кончили свой труд, то итог у всех был одинаковым, «слово в слово, буква в букву», вплоть до знаков препинания, что свидетельствует-де об участии в этом деле божества, разночтения, обнаруженные учеными при изучении масоретского еврейского текста и древнегреческого перевода, уже тогда позволили сделать научно обоснованное предположение, что ко времени последнего ямнский канон еще не сложился и для перевода могли быть использованы в ряде случаев и иные варианты по сравнению с теми, которые легли в основу канона.

Правда, церковники говорили об умышленной порче «первоначального текста слова божия, изреченного через пророков». При этом сторонники масоретской традиции выдвигали такое обвинение против приверженцев перевода семидесяти, а сторонники последнего — против масоретов. Однако и те и другие выступали против научного анализа причин разночтений. Поскольку же в руках ученых не было не только доямнских, но и домасоретских текстов, наглядно продемонстрировать, как из разношерстных кусков складывался единый канон, было вообще невозможно, и соответствующие утверждения обосновывались только теоретически. Кумранские находки, библейских текстов, переписанных до образования ямнской школы, ликвидировали этот пробел. Они дали яркую наглядную картину процесса создания «Ветхого завета». Большинство фрагментов содержит огромное количество разночтений и по отношению друг к другу и по сравнению с каноническим текстом. Так, Дюпон- Сомме только в 15 стихах книги Исайи насчитал 34 разночтения с масоретским каноном. Совершенно ясно, что кумранские тексты свидетельствуют о том этапе в оформлении библии, когда шла еще редакционная работа, не ограничивавшаяся литературной правкой. Переписчики явно не имели перед собой никакого единого образца и воспроизводили источники, иногда довольно существенно отличавшиеся друг от друга. Некоторые книги в то время еще дописывались и дополнялись. Об этом говорит, в частности, найденный в Кумране комментарий на книгу Аввакума.

Данная книга, как известно, имеет три части, последняя из которых несколько отличается от двух предыдущих по своему стилю. На этом основании ученые предположили, что третья часть возникла не одновременно с двумя первыми. Обнаруженный документ блестяще подтверждает такое предположение: кумранский автор, давая подробный комментарий на книгу Аввакума, ограничивается лишь двумя частями, даже не упоминая о третьей. Это значит, что в момент работы комментатора третья часть просто еще не была написана. Итак, опровержение церковного взгляда на происхождение библии налицо. Однако богословы не сдаются, они заявляют о необходимости изучения кумранских списков с точки зрения «правильности передачи древнего текста библии».

Один из православных богословов, например, сводит всю проблему разночтений к частному вопросу о расхождениях между двумя по существу каноническими текстами (масоретским и древнегреческим), умалчивая об остальных различиях, которыми буквально пестрят найденные рукописи. «Древние переводы Ветхого завета, сделанные с еврейского до мазоретов,— пишет он,— не всегда и не во всем точно совпадают с мазоретской традицией. Различия, правда, не так велики и их не так много, но они все же имеются». О чем же это говорит? Оказывается, будто бы о том, что кумранские находки кладут конец взаимным обвинениям сторонников масоретской традиции и приверженцев перевода семидесяти в порче первоначального текста. Вопрос ставится теперь якобы в другом плане. «Речь идет о выборе, сделанном семидесятые и мазоретами между различными вариантами священного текста, а также о большей или меньшей обоснованности этого выбора». Таким путем у неподготовленного читателя прежде всего создается ложное впечатление о незначительности разночтений. А самое главное заключается в том, что приведенное рассуждение таит в себе серьезное противоречие. Ведь споры и обвинения в порче текста порождались именно богословским убеждением в невозможности существования разных источников библии, написанной-де по внушению бога.

В цитированном же отрывке говорится о более или менее равноправных вариантах «священного» текста, что уже само по себе идет вразрез с основным положением богословия. Действительно, откуда же могли взяться варианты, если, по учению церкви, библия —«боговдохновенное» произведение? Или, может быть, бог по нескольку раз повторял то, что ему хотелось передать людям через Моисея и других пророков? Разумеется, ответа на такие вопросы в богословских статьях нет, ибо его просто Нельзя дать с позиций теологии. Мы видим только, что попытки примирить церковные догмы с новыми научными фактами и в данном случае ведут к неизбежному провалу. Поэтому некоторые проповедники религии стараются выйти из положения посредством прямой фальсификации исторического материала. Так, один из баптистских авторов, сообщая своим читателям о находках в Кумране, просто умалчивает о разночтениях. Больше того, он вопреки очевидным фактам заявляет, будто найденные тексты дословно совпадают с каноническим, а раз за две тысячи лет последний не подвергся ни малейшему изменению, то якобы служит доказательством его божественного происхождения.

Понравилась статья? Можете поддержать канал, если хотите - лайком, подпиской, или репостом в соцсетях.

Хотите еще больше интересных статей? Тогда вам СЮДА

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded